том, что у нас есть материальные желания -- грубые
или тонкие, -- не важно, в каком мы ашраме. И есть два пути практи-
чески контроллировать их - или у вас действительно есть высший
вкус, который просто позволяет не обращать на них внимания, или вы
занимаете их в служении Кришне, и в конце концов очиститесь и прий-
дете к первому варианту. Это процесс сознания Кришны -- не подав-
лять чувства и желания, а занимать их в служении Кришне УРЕГУЛИРО -
ВАННЫМ образом. Я беседовал недавно с Дхьянакундой, супругой Эка-
натхи Прабху, и она рассказывала, как в Польше она видила много
примеров того, как преданные изо всех сил старались контроллиро-
вать свои чувства, но вследствие давления общественного мнения они
не могли жениться на преданной (потому, что это воспринималось как
падение), и они просто уходили из храма, подцепляли первую карми, и
на этом их духовная жизнь приостанавливалась (я не говорю заканчи-
валась, поскольку на этом пути нет потерь). В 3-й песне Шрила Праб-
хупада говорит, что чувственные наслаждения подобны соли - их нель-
зя ни переложить, ни недоложить. Подобно этому в 11-й песне гово-
рится, что преданный контроллирует ум, подобно опытному ездоку, ко-
торый иногда натянет поводья, а иногда отпустит их. В первую оче-
редь необходимость смены ашрама начинают осозновать женщины, пос-
кольку они слабее. Мужчины могут комфортно себя чувствовать брахма-
чариями и 10 и 15 лет в сознании Кришны до того как это почувство-
вать
Что может давать положительного ашрам грихастхи для духовной жизни,
как индивидуальной, так и ИСККОНа в целом. Беседы со многими стар-
шими преданными (в том числе, которые раньше были домохозяевами, а
ныне санньяси) показывают, что одна из главных вещей, которая соз-
дает и самое главное поддерживает браки, -- это эмоциональная под-
держка. Очень часто, в ашраме довольно имперсональная атмосфера, да
это и естественно: много народа, служение приходится делать часто
то, которое необходимо, а не то, которое соотетствует наклонностям,
давление общественного мнения, отсутствие порой даже минимальных
удобств, незащищенность и т.д. Конечно, это не обязательно должно
быть, но в любом случае, жизнь в ашраме предполагает сознательное
принятие более простого, аскетичного образа жизни. Многие испыты-
вают дефицит личностного общения. Конечно, здесь можно много, что
сделать, чтобы действительно строить взаимоотношения между предан-
ными, чтобы культивировать ваишнавскую дружбу и любовь (вспомните
"прити-лакшанам") Но в любом случае, факт остается фактом. Ашрам
грихастхи -- это как раз такое место, где преданный может получить
это более личностное отношение.
Другая грань - это взаимодополняющая особенность мужской и жен-
ской психологии. Мужчина по природе имеет склонность о ком-то забо-
титься, кого-то защищать, и т.д. Часто в храме это может приводить
к конфликтам с руководством (что тоже не обязательно должно быть,
если оно культивирует "умонастроение изобилия"). С другой стороны,
женщинам в большей степени требуется эмоциональная поддержка, забо-
та. Точно так же обстоит дело с физической, интелектуальной и ду-
ховной поддержкой (в этой связи чрезвычайно важно, чтобы муж был
более квалифицирован в этих аспектах, чем жена). То есть, как Шри-
ла Прабхупада пишет в том стихе из молитв царя Гаджендры, предан-
ный находится в более естественной для себя среде, чтобы практико-
вать сознание Кришны.
Другая вещь - это то, что хорошая семейная пара может составить
удивительный творческий тандем и быть очень продуктивной в предан-
ном служении. В первые годы Шрила Прабхупада женил преданных, и за-
тем посылал их открывать где-то храм. ОН говорил, что президент
должен быть подобен отцу для преданных, а его жена -- матери. Пре-
данные рассказывают, что когда три семейные пары приехали в Лондон,
то Гурудас был как папочка. Кроме брахмачариев там жило человек 7
брахмачарини, и Гурудас собственноручно сколотил для них многоярус-
ные кровати, и каждый вечер, когда они забирались под одеяла, он
приходил, и читал им на ночь Источник. Ямуна тоже была как настоя-
щая мама. Она собирала грязное белье с брахмачариев, штопала, и как
самая настоящая мама ругалась, когда они надевали разные носки. Ко-
нечно, я не предлагаю вводить такую систему в наших храмах, но так
или иначе, это еще одна грань, которую нужно иметь в виду. И для
этого преданные должны быть достаточно зрелыми (что вообще говоря и
предполагает грихастха ашрам).
Затем, конечно, дети в сознании Кришны.
Затем, для ИСККОН, именно на домохозяев должна ложиться обязан-
ность по поддержанию всех остальных ашрамов. Им все равно необходи-
мо зарабатывать деньги. В настоящее время во многих храмах все нао-
борот: брахмачарии распространяют книги или еще что-то и поддержи-
вают все программы, и еще кормят грихастх. Но это нонсенс. Здесь,
конечно, играет роль проповедь того, что зарабатывать деньги, или
делать бизнес -- это майа. Если это делается, чтобы содержать семью
преданных и храм, то это Ваишнава-сева, самое возвышенное