Анади в Упанишадах
В Упанишадах и других писаниях, относящихся к шрути, слово анади не употребляется применительно к материальному рабству дживы. Оно употребляется только в тех случаях, когда речь идет о безначальной природе Верховного Господа.
1. В «Катха-упанишад» (3.15) сказано:
«Прославляя Его, не имеющего ни начала, ни конца, Его, пребывающего за пределами махат и вечно незыблемого, человек может вырваться из пасти смерти».
2. В «Шветашватара-упанишад» (5.13) говорится: «Человек, познавший Бога — Того, кто не имеет ни начала, ни конца, кто из хаоса сотворил космос, Того, кто обладает множеством форм и вмещает в Себя всю. вселенную, — освобождается от всех оков».
3. В одной из мантр «Майтраяни-упанишад» (5.1) Господу выражают почтение следующим образом:
«Поклоны Тебе, непостижимому и неизмеримому, Тебе, не имеющему ни начала, ни конца».
4. В «Шветашватара-упанишад» (4.4) содержится аналогичное высказывание:
«Ты безначален, Твое бытие исполнено величия, Ты — причина появления на свет всех миров».
' анадй-анантам махатах парам дхрувам
ничаййа там мртйу-мукхат прамучйате
Примечательно, что этот стих следует сразу же за известным ведическим высказыванием, в котором содержится призыв к самоосознанию: уттиштха джаграта прапйа варан нибодхата — «Восстань! Пробудись! Воспользуйся дарованной тебе возможностью!» (Катха-упанишад, 3.14).
Как мы видим, в первых двух шрути-мантрах из приведенных выше слово анади («безначальный») употребляется в паре со словом ананта («бесконечный»), и это означает: «Господь, не имеющий ни начала, ни конца». Подобно этому, в третьей мантре к Господу обращаются, называя Его анади-нидхана, что значит «не имеющий начала и неподвластный уничтожению». В четвертой мантре Господа называют просто анадимат, что значит «тот, кто не имеет начала».